К вопросу о проектной деятельности в школьном обучении
Сегодня в школах постоянно ведется работа по поиску новых форм и методов преподавания. Существуют уроки- дискуссии, - игры, - путешествия, - викторины, - исследования. Но ключевым словом остается «урок» как форма организации преподавания общей для всех учащихся программы в течение учебного года. В итоге возникает академическое неравенство, так как все дети не могут проявить свои индивидуальные способности и не имеют возможности самореализации.
Поскольку современное общество ставит перед школой задачу подготовить ученика грамотного, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих общеобразовательных учебных учреждениях наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий все чаще применяется проектная деятельность.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по сути. В его основе лежит развитие познавательных способностей учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учитель в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он предполагает решение какой- либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из разных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема – конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему из четырех взаимосвязанных этапов:
- Планирование работы над проектом:
- высказывание возможных путей решения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап:
- уточнение цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, интернета, собственных знаний и опыта;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, консультантами);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения:
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.);
4. Презентация полученных результатов:
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.
В своей профессиональной деятельности я предпочитаю мультимедийные презентации проектов, такие как научная конференция, защита на Ученом совете, пресс- конференция, телепередача. Такая форма отчета позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала. Важным является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения задействованы все каналы восприятия и учащимися запоминается до 65% информации.
Подводя итог вышеизложенному, следует назвать основные достоинства проектного метода обучения:
- создание комфортной образовательной среды;
- дифференцированный подход;
- использование информационных технологий;
- формирование исследовательских умений;
- мотивирующий характер.
Если учащийся будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, быстрее адаптироваться к окружающим условиям.