Первоосновой современных трудовых отношений является деловое общение работающих людей. Оно во многом определяется психологическим климатом в коллективе, который оказывает существенное действие на производительность труда и качество работы. Причем любопытно, что это влияние действует с почти одинаковой силой как в группах рабочих низкой квалификации, так и среди коллективов, члены которых заняты высококвалифицированным интеллектуальным трудом.
Для создания и поддержания в коллективе благоприятного психологического климата необходимо соблюдать элементарные заповеди общения: быть вежливым, выдержанным, справедливым, не унижать чужого достоинства, помогать оказавшемуся в трудном положении человеку и т. д.
Вы чувствуете, как бездарно проходит время, и искренне стремитесь делать больше? Для этого требуется всего две вещи: организованность и самодисциплина. Существует ряд правил, которые помогут вам добиться желаемого.
Обязательно твердо придерживайтесь намеченной даты. Не расслабляйтесь и не успокаивайте себя рассуждениями о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что его можно продлить. Наоборот, будьте непреклонны, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню и не сделал. В этом случае можно придумать себе какое-либо наказание, лишить себя того или иного удовольствия, например отказать себе в просмотре любимой телепередачи.
Конечно, иногда полезно отвлечься от дел, размяться. Если такое желание проявляется очень сильно, то удовлетворите его: поиграйте в теннис или волейбол, сходите в бассейн или посидите над шахматной партией, займитесь домашними делами. Но избегайте бесцельных занятий, если в другом месте время можно провести полезней.
10. Учитесь слушать. Если с первого раза вы будете стремиться получать исчерпывающие указания и сведения, вы сможете избежать серьезных ошибок, повторений и переделок. Прежде чем что-то делать, уделите внимание инструктажу, уточните, где, когда, как, что, почему? Если что-нибудь остается неясным, сразу же спросите.
11. Избегайте шаблона в работе. Многие из нас становятся жертвами штампованного, негибкого мышления. Работая всегда определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Но любую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в одной последовательности, попробуйте другой порядок. Может быть, получится быстрее. Подумайте о том, а не передать ли другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации? Нельзя ли воспользоваться компьютером, чтобы сберечь время? Не следует, ли поинтересоваться, как другие экономят время?
12. Не упускайте из виду мелочи. Предупредить внезапные мелкие неполадки можно тогда, когда вы всегда будете иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в вашем быту, будь это какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности.
13. Приступайте к делу сразу же. Некоторые люди, прежде чем приняться за работу, начинают долго приводить в порядок свои столы, просматривают свежую прессу, чинят все карандаши, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда же девалось время!
14. Полностью используйте время. У каждого из нас есть возможность увеличить свое производительное время, полнее использовать его. Это значит, что время вынужденного безделья (езда в транспорте, ожидание в очереди и т. п.) можно занять такими делами, как мысленное планирование своего завтрашнего или предстоящее дня, обдумывание решаемых задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.
15. Следите за тем, на что вы тратите свободное время. Если игра в волейбол или рыбалка с друзьями помогают вам отдохнуть и освежиться,– прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают ваши друзья и товарищи по работе. Мы можем сберечь часы, если будем чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые читаем.
16. Учитесь переключаться. Почти никогда наш организм не «выключается» сразу, как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Переключаясь на другие занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. В свое время это экспериментально доказал И. М. Сеченов. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Если вы весь день на ногах, займитесь сидячей работой. Такая перемена даст вам возможность почувствовать себя бодрее.
17. Начинайте раньше. Поднявшись утром всего на 15–20 минут раньше обычного, вы зададите тон всему дню, не будете излишне нервничать, боясь опоздать, сможете многое припомнить, что предстоит сегодня сделать, и т. п.
18. Воспитывайте уважение к своему времени. Старайтесь мысленно оценивать ваше время, и вы станете по-новому относиться к нему. Помните – время невосполнимо!
Отнеситесь к этим правилам серьезно. И тогда время станет вашим союзником, а не противником.